Если говорить о фактическом соотношении нарушителей правил дорожного движения, среди которых водители транспортных средств и пешеходы, полученные цифры могут неприятно удивить. Пешеходов-нарушителей ПДД по количеству почти столько же, сколько автолюбителей и профессиональных водителей машин. Возникает вполне естественный вопрос: «Почему на последнюю категорию граждан возложена столь огромная ответственность, тогда как на тех, кто передвигается пешком, ее нет?»
Действующие в нашей стране Правила дорожного движения (ПДД) понятие «пешеход» определяют достаточно широко. В него входит человек вне любого транспортного средства (ТС), находящийся на дороге, тротуаре, велосипедной и/или пешеходной дорожке, при этом не ведущий в этих местах какие-либо работы. Пешеходами также считаются лица ведущие велосипед, мопед, санки, тележку, детскую коляску, сопровождающие инвалидную коляску или находящиеся непосредственно в ней. Кроме того, по условиям ПДД под понятие «пешеход» попадают люди, катающиеся на роликах, самокатах, прочих подобных устройствах. Как раз такие нередко считают себя активными участниками дорожного движения и начинают осваивать проезжую часть. Порой скорость их передвижения составляет 15-25 км/час, а траектория движения вообще непредсказуема. Даже опытный водитель не сможет быстро среагировать и затормозить, если пешеход на самокате повернет под острым углом прямо под колеса. Но также бывают и неосознанно нарушающие ПДД пешеходы.
Сегодня опасными для водителей ТС являются следующие категории пешеходов:
- Люди в наушниках, говорящие или пишущие/читающие информацию в электронных гаджетах. Они не смотрят по сторонам. Не обращают внимания на световые и звуковые сигналы.
- Пенсионеры, а также люди-торопыги, стремящиеся пересечь проезжую часть в удобном для них месте.
- Дети. Как показывает практика, с детьми, перебегающими дорогу в неположенном месте, просто никто на эту тему не общался, не рассказывал о ПДД, о последствиях ДТП, о рисках травм и даже гибели.
Большинство пешеходов-нарушителей не понимают, какой опасности они подвергаются, надеются на то, что их беда минует. Но случается это не всегда. И когда такой пешеход по своей беспечности сталкивается с автомобилем, ответ держит за случившиеся ДТП водитель ТС.
Априори любой автотранспорт считается средством повышенной опасности, а его водитель несет ответственность за безопасность, как пассажиров, так и пешеходов. Поэтому практически во всех ДТП, где виноват изначально сам пешеход, отвечать приходится именно водителю. Даже если пешеход сам бросился под колеса, водитель будет доказывать свою невиновность в суде. Его оправдают только в том случае, если экспертиза докажет, что он не имел времени, возможности предотвратить наезд. Большую помощь в этом водителю может оказать видеорегистратор - момент ДТП будет зафиксирован на видеозаписи, что поможет точно определить виновника происшествия. А в незнакомой местности будет полезным ещё и наличие навигатора, он всегда точно подскажет дорогу и позволит сконцентрировать внимание на дороге, а не на поисках нужного поворота. Купить хороший GPS навигатор для автомобиля вы можете в нашем магазине. Наши консультанты подберут модель под ваши нужды и бюджет.
Мировой опыт и отечественная действительность
Следует отметить, что наказания для пешеходов за нарушения ПДД в нашей стране мягкие. Максимальный штраф составляет 500 рублей (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ). Кроме того сотрудники ГИБДД практически никогда не выписывают пешим нарушителям штрафов. Такая безнаказанность является основной причиной того, что пешеходы достаточно часто становятся виновниками серьезных дорожных происшествий.
Эксперты говорят о необходимости ужесточения наказания. В Белоруссии штрафы пешеходам в зависимости от тяжести нарушения составляют от 800 до 16000 рублей. В Испании сумма стартует с отметки 80 Евро, в Бельгии – с 165 Евро и т.д. Полиция и дорожная служба в этих странах одинаково строго спрашивает с нарушителей ПДД как с водителей, так и с пешеходов.